Address:

223927, Minsk region,
Kopyl, Lenin square, 6

Operating mode:

8.30-17.30, lunch 13.00-14.00

Phone:

+375 (1719) 28-2-60

Fax:

+375 (1719) 55-2-41

Telephone «hot line»:

+375 (1719) 28-2-60

E-mail:

rik@kopyl.gov.by

Предложения делового сотрудничества

Справки по тел. 8-01709 51137, отдел экономики Копыльского райисполкома.

Информация по передаче старинных неиспользуемых усадеб по Копыльскому району , находящихся в сельской местности и включённых в перечень историко-культурных ценностей, субъектам агроэкотуризма, а так же по вовлечению их в хозяйственный оборот либо передаче инвестору.

Фрагменты комплекса бывшей усадьбы “Мокраны” 2-я половина ХVІІІ в. (д. Красная Дубрава, Семежевский сельский исполком, Копыльский район, Минская область) 3-я категория включает:
- руины молочного завода;
- руины каплицы;
- руины церкви;
- водоём;
- остатки алеи и посадок парка.

Деревня Мокраны (с 1964г. – Красная Дубрава) примерно со второй половины 18 в. стала собственностью Николая Войниловича – хоружия пинской хоругвии. Он положил начало мокранской линии Войниловичей. Затем имение унаследовал один из сыновей – Ксаверий, капитан войск польских, участник наполеоновской кампании, удостоенный ордена Почётного Легиона и Виртути Милитари. Именно Ксаверий заложил в Мокранах усадьбу в классическом стиле. Она по наследству перешла к его сыну Иосифу,маршалку шляхты слуцкой. После его смерти имение поделили сыновья Ксаверий, Аполлинарий и Людвик. Мокраны достались Ксаверию ( 1863- 1923). Последним владельцем усадьбы являлся его сын Иосиф, вывезенный в 1939г. предположительно в Красноярск, где умер в годы войны.

Большая , хорошо отстроенная усадьба включала усадебный дом, каменный лямус, каплицу,церковь, большую оранжерею, ананасарню, мельницу,молочный завод, большой хозяйственный двор и пейзажный парк с водоёмами.

1. Усадебный дом. Здание 1-этажное , с 4- скатной гонтовой крышей, в плане прямоугольное, на высоких каменных подвалах, построенное из лиственного бруса. Фасады украшали 4-х колонные портики с треугольными фронтонами. В доме хранились некоторые предметы древности, портреты, серебро и старинный фарфор, имелась библиотека.

2. Лямус. Каменное здание, именуемое скарбцем, с шатровой крышей, двухэтажное, с галереей на верхнем этаже. Располагалось за парковым партером, на оси усадебного дома.

3. Усадебный парк был пейзажный ,но имел вытянутую композиционную ось на манер барочной. Вдоль оси располагалась длинная около 500 м въездная аллея конского каштана обыкновенного( сохранились одиночные деревья). В понижении на небольшом ручье перед усадьбой имелось три водоёма.

Въезд на парадный партер фиксировался двумя массивными каменными пилонами, образующими въездную браму. Партерный газон имел круг, окружённый формованным низким бордюром с клумбой в центре. С левой стороны стояла официна, построенная как и дом в классическом стиле с крыльцом и 4- колонным портиком.

За домом находился второй партер – цветочный перед лямусом, которым замыкалась ось композиции. Партер окружал парк, от насаждений которого сохранился один экземпляр граба с пирамидальной формой кроны. Парк имел мелкое членение, был составлен небольшими группами, полянами, древесными альтанами, пересекался пешеходными дорожками, аллеями. Насаждения отличались разнообразием состава : липы, каштаны, ели, тополя, грабы, черешни, боярышники, барбарисы,сирени.

Архитектурным акцентом, кроме лямуса, в парке служили оранжерея и ананасарня. Субтропические и тропические растения в кадках выставлялись летом, в основном на цветочном газоне. Выращивание ананасов давало имению определённый доход. До 1917 года плоды вывозились в Киев и города России.

Ось парковой композиции с северо - восточной противоположной стороны в более позднее время завершилась строительством каплицы в формах необарокко. В ней были захоронены последние поколения Войниловичей. Более далёкие родственники и администрация имения хоронились на небольшом, рядом расположенном кладбище. Каплица охвачена линейной посадкой лиственницы европейской.

4. От усадебной каплицы 2-ой пол.19в. сохранился уникальный нижний ярус с камерами для захоронений. Каплицы представляла собой прямоугольник в плане ( 24 х 16 м) с полуциркульной апсидой. Цоколь представляет собой по существу подземный храм – крипту. Мощные квадратные столбы разделяют пространство храма на три нефа. Полуциркульная апсида содержала алтарь для богослужений. По всему внешнему периметру в стенах устроены камеры для гробов с арочным сводом. Крипта для захоронений находится в полуразрушен-ном состоянии.

5. Церковь (1865 г.). Каменная, в плане прямоугольная, с плоской апсидой, простым декором стен в виде пилястр и кокошников над окнами. Внутри с 4-мя столбами выделено подкупольное пространство. Церковь выгодно выделяется из многочисленных ” псевдорусских ” церквей 2- ой пол.19 в. пропорциями, чёткостью членений, сочетает удлинённый план план с квадратным подкупольным пространством. Несёт черты позднего провинциального классицизма ( 2 – ая половина 19в.).

6. Молочный завод был сложной планировки, разновысотный, с башней, по внешнему облику напоминающий скорее усадебный дом 2 –й половины 19 века.
Собственником фрагментов комплекса бывшей усадьбы « Мокраны » является Семежевский сельский исполком

Фрагменты бывшей усадьбы к. 18 - к. 19 вв. (д. Бобовня, Бобовнянский сельский исполком, Копыльский район, Минская область) 3 категория включает:

- фрагменты парка;
- водная система;
- винокурня

Имение в д. Бобовня известно со 2- ой половины 16 столетия. В 17 ст. им владели Радивиллы. С 18 ст. - Берновичи. В 1823 году имение приобрели Наркевич-Йодки. Одним из владельцев усадьбы был Витольд Наркевич - Иодко (1834-1898), известный хирург- окулист, овладевший опытом хирургии в клиниках Берлина и Варшавы. Его имя было занесено в американскую медицинскую энциклопедию. По наследству именее перешло его сыну Витольду-младшему (1864–1924), известному польскому политическому деятелю, одному из организаторов Польской социалистической партии.

Усадьба была сформирована в 18 столетии в барочном стиле. В 1880 году расширена и перепланирована в эклектических формах. Она включала: усадебный дом, парк, сад, водную систему, хозяйственные постройки (коровник, свиран, зернохранилище), винокурню, сыроварню и жилой дом для работников.

Принято считать, что парк был заложен в 1880 году, но видимо правдоподобнее, что он был в это время перепланирован в основу нового парка площадью около 9 га положен боскет старой регулярной композиции, примерно конца ХVIII в. Имеет оригинальную и сравнительно сложную планировку. Композиционным центром являлся усадебный дом (не сохранился). Здание занимало наиболее высокое место в усадьбе. Внутренняя планировочная структура дома неизвестна. Перед южным фасадом располагался сравнительно большой открытый партер. По южной окраине он ограничивался небольшим водоёмом. С боков партер декорирован пейзажными древесными группами, в состав которых были введены редкие экзоты : экземпляр конского каштана жёлтого, дуба черешчатого кипарисовидного, явор пурпуролистный, единичные деревья лиственницы. Древесные группы подчёркивали перспективу, симметрично оси, размещались лиственничные группы. С двух сторон партера располагались боскеты с садами (частично сохранился западный сад, восточный боскет застроен).Основным композиционным элементом северной части парка явился большой старый прямоугольный боскет площадью несколько более 2 га с липовой аллеей по периметру.

Усадебный комплекс утрачен. Частично сохранился старый парк, водная система, винокурня (стоит отдельно среди деревенской застройки).Возраст некоторых лип в парке достигает 200 лет, вековые деревья явора высотой 16-17 мУ данной историко - культурной ценности два собственника. Собственником парка и водной системы является Бобовнянский сельский исполком. Собственником винокурни является РСУП «Бобовня».

Усадьба Э. Войниловича вторая половина ХVIII столетия

(д. Дунаево, Комсомольский сельский исполком, Копыльский район, Минская область) 3 категория

Усадьба включает:

- въездную аллею;
- амбар (1872)
- остатки посадок парка, сада

Усадьба Э. Войниловича известна под названием “Лопухи”. Принадлежала со 2-ой половины ХІХ ст. Войниловичем, с 1903 года – Людвику Наркевич-Иодко. Усадьба в 19 столетии включала: деревнный усадебный дом, пейзажный парк, сад, водоёмы, бассейн, хозяйственный двор, винокурню и маслозавод. Парк был относительно небольшой, площадью около 2 га. Занимал центральную часть усадьбы вокруг дома. Дом был деревянным с 4-х колонным портиком. В парке было много экзотических растений, которые до сегодняшнего дня практически не сохранились. На партере перед домом были высажены ясень пенсильванский белопёстрый, два пирамидальных дуба. Перед войной в парке насчитывалось 52 наименования древесных растений. Кроме названных, в парке росли клён серебристый, лиственницы, клён ясенелистный, тополь китайский. Въездная аллея была довольно длинная, в основном грабовая. Перед въездом с двух сторон дороги размещались три небольших водоёма.
С западной стороны к партеру вела другая аллея. В парке аллея продолжалась елью, подбитой вдоль рва боярышником и проходила между двума боскетами, занимавщих западную часть усадьбы. В обсадке сада использовался конский каштан и ива шаровидная.

С противоположной стороны, за амбаром начинался большой ( около 5 га) сад, посаженный в 1904 году. Кроме хозяйственного двора, на территории усадьбы были размещены спиртзавод, маслозавод, прачечная. Все здания утеряны, сохранился лишь амбар построенный в 1872 году, который напоминает о былой красоте и богатстве усадьбы. Его опору составляют 12 массивных столбов, сложенных из валунов, кирпича на извести, на передней стороне их выложены щебневые вкрапления, боковые грани – оштукатурены, верх скошен. На южном столбе надпись “1872”. Амбар имеет три входа, все в западной стене, над которой балки удлинены, создовая навес шириной 1 метр.

У данной историко – культурной ценности два собственника - Комсомольский сельский исполком и филиал «Лакнея» УП «Приорлизинг». Собственником въездной аллеи является Комсомольский сельский исполком.

Собственником амбара, фрагментов парка и сада является филиал «Лакнея» УП «Приорлизинг».

Все вышеперечисленные объекты предлагаются для вовлечения в хозяйственный оборот, передачи их субъектам агроэкотуризма либо привлечения инвесторов.

Справки по телефону 8(01719)55-8-20, 51-2-64

Рекомендации по передаче неиспользуемых усадеб, которые находятся в сельской местности и малых городских поселениях, субъектам агроэкотуризма и условиях выполнения работ на усадьбах, являющихся историко-культурными ценностями

1. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с положениями Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 года «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь” (далее – Закон) и во исполнение пункта 3 решения коллегии Министерства культуры Республики Беларусь от 27 октября 2010 г. № 11.

2. Положения, предусмотренные в данных рекомендациях, направлены на определение последовательности действий по передаче неиспользуемых усадеб, которые находятся в сельской местности и малых городских поселениях, субъектам агроэкотуризма и условий выполнения работ на усадьбах, являющихся историко-культурными ценностями, с целью предотвращения их научно-необоснованных изменений, утраты отличительных, духовных, художественных и (или) документальных особенностей.

3. Под понятием «неиспользуемая усадьба» для целей настоящих рекомендаций следует понимать усадьбы, включенные в План действий по передаче неиспользуемых усадеб, находящихся в сельской местности и малых городских поселениях, субъектам агроэкотуризма, утвержденный заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Потупчиком В.Н. 19.11.2009 № 05/211-398.

4. Неиспользуемые усадьбы, которые находятся в сельской местности и малых городских поселениях, передаются для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъектам агроэкотуризма - физическим лицам, постоянно проживающим в сельской местности, малых городских поселениях и ведущих личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственным организациям.

Под сельскохозяйственной организацией понимается юридическое лицо, основным видом деятельности которого является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов от общей суммы выручки.

2. ПЕРЕДАЧА НЕИСПОЛЬЗУЕМЫХ УСАДЕБ

5. Неиспользуемые усадьбы могут находиться как в государственной (республиканской, коммунальной), так и в частной собственности.

6. Порядок распоряжения государственным имуществом, в том числе его безвозмездной передачи, определен Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом».

7. Субъект агроэкотуризма, заинтересованный в осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, обращается с предложением о передаче неиспользуемой усадьбы, находящейся в республиканской собственности, к юридическому лицу, за которым данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее – юридическое лицо) либо в республиканский орган государственного управления, которому оно подведомственно.

8. Юридическое лицо готовит предложение о передаче неиспользуемой усадьбы субъекту агроэкотуризма с приложением документов и материалов по перечню, установленному порядком подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, определенным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2006 г. № 1687 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2006 г. № 575».

9. Отчуждение неиспользуемой усадьбы на безвозмездной основе под конкретные инвестиционные проекты (в случае, если ее стоимость не превышает 10 тыс. базовых величин) осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами. Для подготовки проекта решения юридическое лицо представляет в республиканский орган государственного управления, подготавливающий проект правового акта о передаче неиспользуемой усадьбы, следующие документы:

выписку из регистрационной книги о правах, ограничениях прав;
копию документа, удостоверяющего право на земельный участок (за исключением случаев отчуждения изолированных помещений);
копию технического паспорта;
заключение республиканского органа государственного управления по инвестиционного проекту;
ведомость инвентаризации и оценки;
копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, индивидуального предпринимателя, или копия документа, удостоверяющего личность.

10. Оценка неиспользуемой усадьбы, являющейся историко-культурной ценностью, осуществляется в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2007 г. № 190 «О порядке оценки стоимости культурных ценностей».

11. Республиканский орган государственного управления по предложениям юридических лиц готовит проект нормативного правового акта и в установленном порядке вносит его на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь.

12. Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых усадеб, находящихся в коммунальной собственности, осуществляется в порядке, установленном соответствующими местными Советами депутатов.

13. Передача неиспользуемых усадеб осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов путем отчуждения или безвозмездной передачи независимо от стоимости усадьбы под конкретные инвестиционные проекты.

14. В целях вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых усадеб райисполком, принимая в установленном порядке решение об их отчуждении, устанавливает:
способ продажи:

условия и методы продажи на аукционах.

15. Заинтересованное лицо обращается в райисполком с документами согласно Инструкции о порядке управления и распоряжения государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утвержденной решением соответствующего Совета депутатов.

16. Решение об отчуждении на возмездной основе зданий, сооружений, незавершенных законсервированных капитальных строений, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, может приниматься без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на данное имущество.

17. Покупатель этого имущества в сроки, указанные в договоре купли-продажи, обязан возместить территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним средства, затраченные на проведение технической инвентаризации и составление технического паспорта либо ведомости технических характеристик на соответствующее имущество.

18. После принятия райисполкомом решения (проведения аукциона), заключения договора и составления акта приема-передачи, субъект агроэкотуризма обязан зарегистрировать в установленном порядке переход права собственности на усадьбу.

19. Передача неиспользуемых усадеб, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и положениями, установленными Законом.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

20. В соответствии со статьей 52 Закона переход права собственности на неиспользуемую усадьбу, являющуюся историко-культурной ценностью, подлежит согласованию с Министерством культуры Республики Беларусь.

21. Новый собственник или по его поручению владелец обязан на протяжении одного месяца с момента перехода права собственности подписать охранное обязательство. Невыполнение этого условия влечет за собой признание сделки недействительной (статья 53 Закона).

4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ НА УСАДЬБАХ, ОБЛАДАЮЩИХ СТАТУСОМ ИСТОрико-культурной ценности

22. При определении условий использования усадьбы следует обеспечивать сохранение или, в случае утраты, документально обоснованное восстановление элементов декоративной отделки, убранства фасадов и интерьеров, объемно-пространственного и территориально-планировочного решения, природного окружения, воссоздание элементов благоустройства (статья 28 Закона).

23. Виды работ, которые могут проводиться на усадьбах, обладающих статусом историко-культурной ценности, определены статьей 36 Закона.

К реставрационно-восстановительным работам относятся- восстановление, дополнение, консервация, реставрация, раскрытие, регенерация, ремонт, приспособление, реконструкция.

В зависимости от состояния историко-культурной ценности и задач по ее сохранению заданием на проектирование устанавливается вид работ или их комплекс.

24. Реставрационно-восстановительные работы могут осуществляться на усадьбе одновременно, поэтапно или на отдельных ее частях.

Реставрационно-восстановительные работы на усадьбах проводятся в объеме, обеспечивающем сохранность зданий, сооружений, территорий и окружающей природной среды.

25. Мероприятия по сохранению усадеб также в обязательном порядке должны включать соблюдение правил учета историко-культурных ценностей:

установку охранных досок;
составление учетных карточек и паспортов;
разработку проектов зон охраны.

Формы охранных обязательств, учетных карточек, паспортов и охранной доски, утверждены постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 8 декабря 2006 г. № 40 «Аб зацвярджэннi некаторых форм» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 14, 8/15544).

Порядок заполнения учетных документов, подготовки, подписания и регистрации охранного обязательства, порядок изготовления и установки охранной доски, образцы учетной карточки и паспорта установлены постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 29 августа 2007 г. № 37 «Аб зацвярджэннi ўзораў улiковых дакументаў i iнструкцый аб парадку некаторых дзеянняў у дачыненнi да гiсторыка-культурных каштоўнасцей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 225, 8/17058).

5. Подготовка научно-проектной документации

26. Работы на историко-культурных ценностях, а также работы по разработке научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях могут выполняться только с разрешения Министерства культуры.

Порядок выдачи названных разрешений установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 762 «Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 103, 5/22474).

Для получения разрешения заказчику, который является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, следует обратиться в Министерство культуры с заявлением, составленным по форме, утвержденной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 5 октября 2007 № 41 «Об утверждении форм заявлений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г, № 251, 8/17222).

27. Научно-проектная документация на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях должна включать исходно-разрешительную документацию, реставрационное задание, материалы проведенных комплексных научных исследований (обмеры, зондажи, шурфы, фотофиксация, историко-архивные и библиографические, археологические, физико-химические), инженерные (исследования несущей способности конструкций, геологические, геодезические), таксационные планы, проектно-сметную документацию, научно-реставрационный отчет.
Для каждой усадьбы, являющейся историко-культурной ценностью, разрабатывается проект зон охраны, включающий режимы их содержания и использования.

Все виды работ в зонах охраны усадеб выполняются только в пределах требований режимов содержания и использования зон охраны.

28. Научно-проектная документация на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурной ценности в соответствии со статьей 43 Закона согласовывается Министерством культуры.

Рассмотрение разработанной научно-проектной документации, реализация которой может привести к существенному изменению историко-культурных ценностей категории «0», «1», «2», спорных в научно-методическом отношении вопросов, возникающих при проведении реставрационно-восстановительных работ, вызывающих изменения установленных проектами зон охраны регламентов осуществляются на заседаниях Белорусской республиканской научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры.

Согласование Министерством культуры научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях не освобождает от необходимости ее согласования с другими государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

6. Проведение реставрационно-восстановительных работ

29. Проведение реставрационно-восстановительных работ на усадьбах должно осуществляться в полном соответствии с разработанной научно-проектной документацией.

30. В соответствии со статьей 41 Закона контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия при проведении работ на усадьбах возлагается на научного руководителя, который назначается Министерством культуры по предложению заказчика работ на историко-культурной ценности из числа лиц, имеющих свидетельство на право выполнения научно-исследовательских работ на историко-культурных ценностях и руководство разработкой научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях.

Научный руководитель осуществляет руководство ходом работ на историко-культурной ценности и разработкой научно-проектной документации, в том числе проводит авторский надзор за исполнением этих работ, несет персональную ответственность за сохранение отличительных духовных, художественных и (или) документальных черт историко-культурных ценностей, а также за научную обоснованность проектных решений и их реализацию.

Научный руководитель в соответствии с законодательством Республики Беларусь получает плату за выполнение своих обязанностей и функций и компенсацию за связанные с этим затраты за счет юридического и (или) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, заинтересованного в выполнении работ на историко-культурной ценности.

31. После завершения работ в соответствии с Положением о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1991 г. № 452, усадьба, являющаяся историко-культурной ценностью, подлежит приемке в эксплуатацию.

Министерство культуры в пределах свей компетенции выдает заключение о возможности приемки историко-культурной ценности в эксплуатацию после представления заказчиком научно-реставрационного отчета по проведенным работам, составленного научным руководителем историко-культурной ценности.

Last modified on Monday, 27 April 2015

Investment offers