ХАРАКТЕРИСТИКА Генерального конструктора по автомобильной технике Республики Беларусь, генерального директора Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Белавтотракторостроение» Национальной академии наук Беларуси, академика, доктора технических наук, профессора Высоцкого Михаила Степановича
Михаил Степанович Высоцкий – выдающийся конструктор, создавший отечественную школу конструирования и исследований грузовых автомобилей, известный ученый в области механики и комплексного проектирования мобильных машин.
М.С. Высоцкий родился 10 февраля 1928 года в д. Семежево Копыльского района Минской области, белорус.
Трудовую деятельность начал в 1946 г. на Минском автомобильном заводе рабочим, а после окончания в 1949 г. Минского автомеханического техникума – конструктором, одновременно обучаясь во Всесоюзном заочном машиностроительном институте в Москве, который окончил в 1955 г.. Работал на минском автозаводе 50 лет, из которых 35 лет – главным конструктором, а с 1975 г. – главным конструктором-начальником управления главного конструктора производственного объединения «БелавтоМАЗ», в которое вошли все автомобильные заводы республики.
Деятельность М.С. Высоцкого связана с установлением и укреплением связей науки с производством, ориентацией научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки на решение наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным машиностроительным комплексом. Уже в 1974 г. по его инициативе был создан академический Отдел грузовых автомобилей (ОГрА) двойного подчинения: АН БССР и Минскому автозаводу. В 1975 г. созданы учебно-научно-производственное объединение «МАЗ-БПИ», а в его рамках – кафедра Белорусского политехнического института (ныне – БНТУ) «Большегрузные автомобили», руководителем которой академик М. С. Высоцкий является по настоящее время, а также создано научно-производственное объединение «Автофизтех». В 1986 г. созданы штатные лаборатории двойного подчинения: АН БССР и Минскому автозаводу.
С именем М.С.Высоцкого связаны наиболее значительные достижения Минского автозавода: разработка принципиально новой компоновки большегрузных автомобилей «кабина над двигателем», которая в дальнейшем получила распространение во всем мире, создание концептуального модульного автопоезда МАЗ-2000 «Перестройка», признанного автомобилем XXI века и получившего золотую медаль на Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 г., создание шести поколений магистральных автопоездов, последние из которых отвечают жестким требованиям международных стандартов ЕВРО-2 и ЕВРО-3.
М.С.Высоцкий является одним из инициаторов организации на Минском автозаводе отечественного крупномасштабного производства автобусов и руководителем создания их первых моделей совместно с немецкой фирмой «Неоплан», что послужило основой современного производства по выпуску широкого семейства унифицированных автобусов, ориентированного на полное обеспечение потребностей Беларуси и поставки на экспорт.
Работая с 1992 г. по 1997 г. вице-президентом АН БССР, М.С.Высоцкий смог консолидировать усилия ученых и заводских специалистов уже не только в интересах Минского автозавода и ПО «БелатоМАЗ», но и всей автотракторостроительной отрасли республики, что позволило пережить острый экономический кризис в период распада СССР, обеспечить становление национального автомобиле- и автобусостроения и выйти на устойчивое динамичное развитие отрасли, внося существенный вклад в формирование ВВП и наращивания экспортного потенциала страны.
С 1993 г. по 2001 г. М.С.Высоцкий – директор созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси, с 2001 г. – генеральный директор научно-инженерного республиканского унитарного предприятия (НИРУП) «Белавтотракторостроение» НАН Беларуси.
В 1995 г. государственной поддержки автотракторостроения по инициативе М. С. Высоцкого при поддержке Президента Республики Беларусь и одобрении государственным заказчиком в лице министерства промышленности под его руководством была разработана государственная научно-техническая программа (ГНТП) «Белавтотракторостроение» на 1996-1998 гг., а затем на 1999-2000 гг., и 2001-2005 гг. Он же является инициатором и научным руководителем государственной программы фундаментальных (ориентированных фундаментальных) исследований «Механика» на 1996-2000 гг. и 2001-2005 гг., которая явилась научным обеспечением в области фундаментальных исследований программы «Белавтотракторостроение».
В 2002 г. во исполнение поручения Президента Республики Беларусь была разработана и с 2003 г. выполняется Государственная целевая программа развития автотракторостроения и комбайностроения Республики Беларусь на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г. «Автотракторокомбайностроение» (головная организация – НИРУП «Белавтотракторостроение»), в рамках которой ее научным руководителем М.С. Высоцким определяются и сверяются цели и задачи автотракторо- и комбайностроительной отрасли Республики Беларусь, основные направления и этапы развития ее предприятия, оцениваются ресурсы, необходимые для устойчивого динамичного развития автотракторокомбайностроительного комплекса. В 2002 г. постановлением совета Министров Республики Беларусь М.С.Высоцкий назначается генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь.
В 2000 г. при его научной координации разработана и с 2004 г. выполняется государственная программа прикладных научных исследований «Новые компоненты в машиностроении». В 2003 г. утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь укрупненная государственная научно-техническая программа «Машиностроение», объединившая в виде самостоятельных подпрограмм ГНТП «Белавтотракторостроение», «Станки и инструмент» и «Технологии».
Все эти программы направлены на повышение конкурентоспособности и создание новых видов автотракторной и комбайновой техники и мобилизует на решение задач, стоящих перед отраслью, более 80 организаций, среди которых все ведущие предприятия автотракторокомбайностроения, 12 академических институтов, Белорусский национальный технический университет, 5 государственных университетов, ряд отраслевых НИИ и КБ. Для разработки, освоения и внедрения передовых технологий проектирования новых конкурентоспособных моделей автотракторной и сельскохозяйственной техники в НИРУП «Белавтотракторостроение» М.С. Высоцким создан Компьютерный центр машиностроительного профиля.
Учитывая наличие тесного взаимодействия с родственными подразделениями на предприятиях автотракторостроения республики, высокий уровень выполняемых работ, Совет Министров Республики Беларусь по инициативе Академии наук при поддержке Министерства промышленности своим постановлением «О Республиканском компьютерном центре машиностроительного профиля» от 02.06.05г. № 587 придал Компьютерному центру машиностроительного профиля НИРУП «Белавтотракторостроение» статус Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля и определил его координатором работ по использованию в машиностроении наукоемких компьютерных технологий.
В настоящее время в рамках задания АТ-01.14 ГНТП «Белавтотракторостроение» совместно с РУПП «БелАЗ» на примере подземного самосвала БелАЗ-75800 на основе современных информационных технологий разработана система виртуального проектирования самосвальной и карьерной техники. С использованием указанных разработок и на основе модульных принципов, впервые апробированных на автомобиле Маз-2000 «Перестройка» в 1988 году, создана концепция и разрабатываются технический проект и модели автопоезда модульного типа, предназначенного для скоростных трансконтинентальных транспортных перевозок.
За 1999-2005 гг. объем продаж новой техники (магистральные и самосвальные автопоезда, среднетоннажный автомобиль, автобусы, карьерные самосвалы, тракторы, лесные машины и др.), разработанной в результате выполнения только заданий программы «Белавтотракторостроение», составил 1150 млн. долл. США, при затратах бюджета на ее разработку 10,7 млн. долл. США. Отчисления в бюджет за этот период достигли 250 млн. США и более чем в 22 раз превысили бюджетные затраты по программе. Коэффициент эффективности бюджетного финансирования программе «Белавтотракторостроение» превысил аналогичный показатель всех других научно-технических программ.
Научно-организационная деятельность М. С. Высоцкого основывается на высокорезультативной научной деятельности. Им опубликовано более 390 научных трудов. Издано 18 монографий, в том числе «Мобильные транспортные машины. Взаимодействие со средой функционирования» (1998г.), удостоенная премии НАН Беларуси 1999 года, «Аэродинамика колесного транспорта» (2002г.), «О трибофатике» (2005г.)
Им получено 139 авторских свидетельств и патента, большинство из которых послужили основной для повышения конкурентоспособности и создания новых видов автотракторной техники.
М. С. Высоцким подготовлено 6 докторов и 18 кандидатов наук и создана получившая широкое международное признание белорусская школа механики и комплексного проектирования мобильных машин, трудами которой впервые в стране заложены основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных большегрузных магистральных автопоездов.
М. С. Высоцкий – член Межведомственной комиссии по рассмотрению кандидатур для назначения стипендий Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров республики Беларусь, председатель Научного совета НАН Беларуси по проблемам машиностроения, член научно-технического совета по вопросам обороны при Министерстве обороны Республики Беларусь, вице-президент по науке Белорусской научно-промышленной ассоциации, член Президиума белорусско-российского комитета «Союз», председатель и член докторских советов по защите диссертаций, член редколлегии ряда международных и республиканских научно-технических журналов, президент общества дружбы Беларусь – Корея. Активно участвует в развитии международного научного сотрудничества как руководитель Минской группы международного общества автомобильных инженеров (SAE) і член Международного обўества инженеров-механиков (ASME).
М. С. Высоцкий награжден государственными премиями СССР (1970г.) и БССР (1986г.). Ему присвоены почетные звания «Заслуженный работник промышленности СССР» (1991г.). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967г.), Ленина (1974г.) и Отечества III степени (1998г.) и II степени (2004г.), звание «Герой Беларуси» (2006г.).
Высокой оценкой заслуг академика М. С. Высоцкого явилась в 2002 году Благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации В. В. Путина за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству.
В 2003 году М. С. Высоцкий награжден Почетной грамотой Парламентским собранием Союза Беларуси и России за большой личный вклад в развитие экономической интеграции Беларуси и России, активное участие в союзном общественном строительстве.
Председатель Президиума НАН РБ М.В. Мясникович
Багатыя гады
Гады ляцяць, і аднаму з былых кіраўнікоў раёна Мікалаю Андрэевічу Сухій ужо 87 гадоў. Ветэран яшчэ поўны сіл і энергіі, актыўна ўдзельнічае ў рабоце Савета старэйшын пры Мінскім аблвыканкаме. Герой Сацыялістычнай Працы мае багаты вопыт работы з людзьмі і дапамагае вырашаць праблемы простага чалавека.
Мікалай Андрэевіч Сухій нарадзіўся 30 красавіка 1922 года ў вёсцы Княгініна Мядзельскага раёна. Маці яго працавала настаўніцай, а бацька – аграномам. У літаратурным коле яго ведалі пад псеўданімам “Мікола Мокры”. Вясковы аграном пісаў вершы, цікавыя апавяданні, гумарэскі. Дарэчы, з роду Сухій выйшаў генеральны авіяканструктар, двойчы Герой Сацыялістычнай Працы, лаўрэат Дзяржаўных прэмій Павел Іо- сіфавіч Сухій. Мікалай вельмі ганарыўся сваім дзядзькам і ў чымсьці стараўся быць на яго падобным.
Вайна сям’ю Сухій закінула на Саратаўшчыну. Там пачалася і працоўная дзейнасць Мікалая: юнак працаваў рабочым, вадзіцелем грузавіка. З 1944 па 1947 год служыў у радах Савецкай Арміі ў складзе 4-га аўтабатальёна Першай Мазырскай Чырванасцяжнай дывізіі марской пяхоты, удзельнічаў у баях супраць ворага. Затым працаваў ў Вілейцы: старшынёй райплана, намеснікам старшыні райвыканкама. У 1949 го- дзе Мікалай Сухій паступае ў Беларускі інстытут народнай гаспадаркі, пасля заканчэння якога ў 1953 годзе працуе старшынёй калгаса імя Чапаева ў Заслаўскім раёне Мінскай вобласці. У 1958 годзе ён заканчвае аспірантуру пры Інстытуце эканомікі Акадэміі навук БССР і вылучаецца на партыйную работу — інструктарам сельскагаспадарчага аддзела Мінскага абкама КПБ. Амплітуда жыцця на цэлых сем хвалюючых і творчых гадоў прывядзе і зрадніць Мікалая Андрэевіча Сухій з Капыльшчынай.
У 1959 годзе тадышні старшыня Капыльскага райвыканкама Сяргей Раманавіч Корзунаў узначаліў буйны саўгас “Лясное”, а Мікалай Сухій замяніў яго на пасадзе. Менавіта з прыходам вопытнага кіраўніка і вучонага Капыльскі раён становіцца адным з лепшых не толькі на Міншчыне, але і ў рэспубліцы. Былы старшыня райкама прафсаюза работнікаў сельгасвытворчасці Іван Вікенцьевіч Булат узгадвае: “Новы старшыня райвыканкама ўмела заняўся падборам кіруючых кадраў. У калгас “1 Мая” быў накіраваны Эдуард Рыгоравіч Кароткін, саўгас “Цімкавіцкі” ўзначаліў Анатоль Паўлавіч Вайтовіч, калгас “Рассвет” — Аляксандр Іванавіч Яцэвіч, калгас “Шлях Камуны” — Міхаіл Міхайлавіч Касінскі, калгас імя Дзяржынскага — Васіль Іванавіч Яфімчык, якія адразу наладзілі работу паляводчых брыгад, фермаў. Гэтыя гаспадаркі сталі маякамі сельгасвытворчасці”.
Падшыўкі райгазеты не схлусяць. Вось што яны паведамляюць: “Да прыходу кіраўніком у калгас “Шлях Камуны” Касінскага тут атрымлівалі збожжавых культур на круг па 6 цэнт- нераў, а праз год ужо 8—9, а затым гэты паказчык дасягнуў больш за 30 цэнтнераў”. Калгас “1 Мая” ў тыя гады атрымліваў самы высокі прыбытак і быў багацейшым у вобласці”. Разбудоў- ваўся Капыль, з’явіліся новыя вуліцы, а ў вёсках Канюхі, Жыліхава, Мацкевічы, Ванелевічы – сельскія Дамы культуры, узводзіліся новыя мехдвары і фермы. Жыццё забурліла.
У 1963 годзе ўрад даў ацэнку працы жывёлаводаў Капыльшчыны. За дасягнутыя поспехі ў павелічэнні вытворчасці малака і мяса першы сакратар Мінскага абкама Цябут на ўрачыстай нарадзе ў раённым Доме культуры ўручыў начальніку вытворчага саўгасна-калгаснага ўпраўлення Сухій (у гады Хрушчова раённым вытворчым упраўленням падпарадкоўваліся райвыканкамы і райкамы партыі. Сухій некалькі гадоў кіраваў райвыканкамам, затым райкамам партыі і, калі стварыліся РВУ, стаў яго начальнікам. – Аўт.) пераходны Чырвоны Сцяг ЦК КПБ і Савета Міністраў БССР, а таксама грашовую прэмію. Праз год першынство раёна зноў пацвердзілася, і пераходны Чырвоны Сцяг яшчэ на год застаўся ў капылян.
Ва ўпраўленні ў эканамічным аддзеле разам з жонкай начальніка Эмай Іванаўнай Сухій працавала Алена Патапаўна Клішэвіч. Яна з цеплынёй успамінае тыя гады: “Мікалай Андрэевіч, на дзіва, быў шчодрай душы чалавек, добра ведаў эканоміку раёна і ў якім русле развіваць нашу сельгасвытворчасць. Не задзіраў носа, а ўмеў прыслухацца да кожнага. У той час кіраўнік адной з лепшых гаспадарак у раёне калгаса імя Ціміразева Пётр Андрэевіч Каляда займаўся селекцыйнай работай, і Сухій падтрымліваў гэтага селекцыянера-старшыню. Новыя гатункі пшаніцы, жыта, ячменю ўкараняліся не толькі на ціміразеўскіх землях, а паўсюдна ў раёне. Павя- лічвалася ўраджайнасць і расла слава капылян. Дарэчы, Мікалай Андрэевіч ведаў у твар амаль кожнага працаўніка на Капыльшчыне і калі звяртаўся да яго — называў імя і імя па бацьку. Ён вельмі паважаў людзей. Такой была і яго жонка Эма Іванаўна – эрудзіраваны эканаміст па жывёлагадоўлі”.
Раней названыя маякі з лёгкай рукі Мікалая Андрэевіча асвойвалі вышыні сельгасвытворчасці, добра арганізавалі справу і старэйшыя кіраўнікі сельгаспрадпрыемстваў — Аляксей Паўлавіч Красняўскі (к-с “Семежава”), Сцяпан Сцяпанавіч Кандыбовіч (“Новы свет”), Іван Якаўлевіч Макарчук (“Піянер”), таму невыпадкова (паведамлялася ў рэспубліканскім друку) наш раён уваходзіў у пяцёрку лепшых у рэспубліцы. Абганяў тады Капыль, як піша раёнка, Мінск і Нясвіж (мелася на ўвазе Мінскі і Нясвіжскі раёны).
— Вадзіцелю Уладзіміру Ганчару не пазайздросціш, цэлы дзень ад цямна і да цямна вазіў Мікалая Андрэевіча па палетках і фермах, які ўсё заўважаў і прыкмячаў. Можа, таму і не хацелася падводзіць раённага кіраўніка, — успамінае былы старшыня калгаса “1 Мая” Эдуард Рыгоравіч Кароткін. – Ён не сварыўся, але як укажа на недапрацоўкі, то не захочацца больш чырванець”.
Паважалі ў раёне Мікалая Сухій і стараліся ўкараняць у сельгасвытворчасць лепшыя дасягненні навукі. У 1965 годзе капыляне павысілі ўраджайнасць палеткаў больш чым у два разы ў параўнанні з 1954 годам, а па ўраджайнасці збожжавых культур Капыльшчына займала адно з першых месц у Беларусі.
У канцы чэрвеня 1966 года начальніку вытворчага ўпраўлення Мікалаю Андрэевічу Сухій было прысвоена званне Героя Сацыялістычнай Працы. У жніўні 1966 года Сухій назначаецца першым сакратаром Салігорскага райкама партыі, але не забывае Капыльшчыну, з салігорскай дэлегацыяй часта наведвае край, які ён палюбіў і ў які ўклаў сваю душу.
Пазней, працуючы старшынёй выканкама Мінскага абласнога ўпраўлення сельскай гаспадаркі, загадчыкам сельскагаспадарчага аддзела ЦК КП Беларусі ці старшынёй выканкама Мінскага абласнога Савета народных дэпутатаў, Мікалай Андрэевіч заўсёды цікавіўся, як жывуць капыляне, запрашаў у госці.
За працоўныя поспехі Мікалай Андрэевіч Сухій адзначаны ордэнамі Леніна, Кастрычніцкай Рэвалюцыі, двума ордэнамі Працоўнага Чырвонага Сцяга, ордэнам Дружбы народаў і шматлікімі медалямі. А напярэдадні святкавання юбілейных гістарычных дат па прапанове раённага выканаўчага камітэта рашэннем сесіі райсавета Мікалаю Андрэевічу Сухій было прысвоена званне Ганаровага грамадзяніна Капыльскага раёна.
Іван ІГНАТЧЫК